Всемирный день прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Торжественные мероприятия каждый год посвящаются определенной теме, которую устанавливает Всемирная организация союзов потребителей. В 2022 году Всемирный день защиты прав потребителей проводится под Девизом «Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Развитие цифровых финансов, согласно проведенным исследованиям, происходит очень быстро. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт.
Соответственно возрастает и риск финансового мошенничества. В последние годы эти риски возросли, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, усилили эти риски, ведь многие потребители в это время оказались в более уязвимом положении из-за экономических трудностей. Переход на дистанционные каналы обслуживания, показал, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Для обеспечения прав потребителей в сфере цифровых финансовых услуг требуются новые инновационные подходы, в основе которых лежат защита и расширение прав и возможностей потребителей на рынке цифровых финансовых услуг и продуктов.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р.
В связи с тем, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.